Автоспорт в России набирает популярность. В среднем на этапы кольцевых гонок в один день приходит от 5 до 8 тысяч человек, а на дрифт — ещё больше. Но что стоит за красивой внешней картинкой? Что происходит на внутренней кухне? На что и сколько денег тратят команды, чтобы выступать на престижных соревнованиях? На эти вопросы мы поговорили с Yuka ADV Pro Racing Team — международной гоночной командой, выступающей в Российской серии кольцевых гонок и RDS — Российской дрифт-серии.
Прямые статьи расходов
Одной из основных статей расходов является гоночный автомобиль. Это не тот транспорт, который можно купить готовым, его в любом случае приходиться так или иначе модернизировать «под себя». Сегодня разумеется есть сервисы, которые предлагают уже готовые болиды и гоночные авто, заточенные под дрифт или кольцевые гонки. Однако чаще всего профессиональные спортсмены «собирают» свой автомобиль. Готовые решения скорее для любителей или коллекционеров.
Таким образом первым вопросом встает приобретение и доработка машины. Как правило, приобретается базовая модель и уже затем происходит ее доработка до соответствия техническим требованиям и регламенту Российской автомобильной федерации. Для улучшения скоростных характеристик нужны облегчённые материалы — элементы деталей, кузова и подвески. Можно сделать весь корпус из карбона и он будет стоить миллионы рублей. Либо сэкономить и делать подобные улучшения точечно. Кроме того, делается визуальный тюнинг, стоимость которого напрямую зависит от известности дизайнера и может варьироваться от 10 тысяч до полумиллиона рублей.
Следующая крупная статья — расходники. А именно шины, топливо, жидкости. Для профессиональной езды нужны специальные спортивные шины «слики» и в больших объемах. На сезон, например, заказывается несколько десятков контейнеров определенных шин. А если лето выдаётся жарким, то иногда даже приходится что-то докупать. Что касается топлива, то оно может быть стандартным, а может быть премиальным, и его нужно много.
Как ни странно, но самая незначительная из обязательных статей расходов — это соревновательные взносы. В среднем за один этап организаторы просят от 30 до 50 тысяч рублей.
Своих расходов требует и круглогодичное содержание команды, а это 20-30 человек, включая пилотов, механиков, логистов, пиар, менеджеров и так далее. Кто-то может решить сэкономить и набирать команду на сезон, но он быстро поймет, что это не самое лучшее решение. 50% успеха — это слаженная работа команды, которая работает долго плечом к плечу и знает все внутренние порядки.
Расходы на маркетинг
Сегодня это отдельная и весомая статья расходов. Ведь для раскрутки команды, привлечения спонсоров требуется немало усилий, работы специалистов и денег. В спортивном бизнесе, как и везде в современном мире очень нужна медиаподдержка. Так как на содержание требуются огромные суммы, то где их брать? Единственный вариант найти спонсора. Но что может предложить спонсору команда, которую никто не знает, о ней не говорят, она не ведет страницы в социальных сетях, не имеет преданных фанатов, в том числе среди бизнесменов, и т.д.
Поэтому многие стараются быть медийно-привлекательными. Для этого на каждом мероприятии команда готовит обширную и насыщенную программу с участием DJ для болельщиков и посетителей автодрома. Грид-гёрлз раздают специально изготовленную сувенирную продукцию. Стоимость только одного такого дня может составлять 3-4 миллиона рублей. А ещё аренда оборудования, разработка дизайна, производство оригинальной сувенирной продукции. Нельзя дарить людям лишь бы что — у человека должны остаться хорошие впечатления от подарков на тактильном уровне. Отдельно ведется работа в онлайн-продвижении c привлечением SMM-специалистов, рекламы в сети, на радио и телевидении.
За счёт чего команда зарабатывает?
Это самый интересный вопрос, учитывая необходимые вложения. Основной способ заработка — спонсорские и партнерские контракты. Можно продать основные позиции и закрыть эксклюзив товарной категории. Например, бывает такое, что заходит бренд из B2C сегмента — производитель продуктов. И ему очень важно быть эксклюзивно представленным в этой категории. Чтобы его конкурент не мог зайти в команду ни на каких условиях. Для спонсоров предлагается пакет опций — это размещение бренда спонсора на автомобиле, гоночном комбинезоне, костюмах грид-гёрлз. Это те места, которые чаще других попадают в кадр во время эфиров и фотоссесий, а ещё различные флаги, одежда для волонтёров. Отдельно продаются рекламные пакеты спонсорам для размещения в соцсетях либо конкретных СМИ. Кому-то нужен полный комплекс услуг на весь сезон. Бывают региональные спонсоры, им интересно участие в одном или двух этапах, которые проходят в их регионе.
Дополнительными статьями доходов могут быть смежные активности. Например, участие в частных мероприятиях, когда команду приглашают на показательное выступление или провести трек-день в рамках корпоратива. Также распространенная практика — участие в съемках рекламных роликов. Один из дополнительных способов заработка для команд — постройка гоночных авто под заказ. Подобные услуги часто практикуют команды без крупных спонсоров. Они развивают свой бренд, строят собственные авто и двигатели на продажу. В таких случаях часто заключают спонсорские контракты с производителями машин. Кроме того, можно тренировать молодых ребят. Приходит парень или девушка после картинга и хочет стать профессиональным пилотом. У него или неё есть либо спонсоры, либо собственные деньги. И они готовы платить как за индивидуальные, так и за тренировки полного цикла. Бывает, что кто-то просто покупает себе место в гоночной команде, это тоже распространённая практика.
Категории спонсоров
Основные игроки — это отраслевые компании, производители масел, топлива и других автокомпонентов. Затем идут производители автозапчастей — для них это важная рекламная площадка, потому что качество их продуктов демонстрируется в гоночных условиях, близких к экстремальным. Производители воды и других напитков тоже часто спонсируют команды. Спортсмены много пьют из-за жары и перегрузок, ведь основные соревнования проходят летом, и подобный продакт-плейсмент очень выгоден производителям напитков.
Отдельно можно также выделить производителей спортивного питания, энергетических батончиков. Из не совсем очевидного — производители лапши быстрого приготовления. Здесь обыгрывается параллель со скоростью. Частая история — сотрудничество с брендами одежды, производителями экипировки. Среди пилотов немало девушек, поэтому и косметические компании не редкость. IT-гиганты тоже открывают для себя направление автоспорта, началось всё с Формулы 1 и постепенно это стало мейнстримом для всей индустрии.
В чём выгода спонсоров
Гоночная команда выступает в основном чемпионате страны, где очень большая аудитория зрителей. Они следят за прямой трансляцией, пересматривают гонки в записи и постоянно видят логотипы брендов-спонсоров. Так вырабатывается лояльность подсознательного уровня. Затем люди замечают эти же бренды в магазине и уже с большей вероятностью купят их товары. Иногда бессознательно, а иногда таким образом выражают своё уважение конкретной команде или пилоту. Так поддержка команды или пилота сказывается на лояльности к бренду.
Для B2C характерна долгосрочная история. Не только имиджевая, но и продающая. Основная прибыль здесь в работе с живой аудиторией. Плюс, надо понимать, что среди зрителей автоспорта довольно много владельцев крупного бизнеса — но они такие же люди и все законы маркетинга работают и в их отношении. Просто здесь решение может быть иного уровня — не покупка бутылки воды или антисептика, а подписание контракта с IT-компанией или, например, с рекламным агентством.
Минимальный бюджет для создания команды
Команду можно создать, не имея колоссальных бюджетов. Но это вопрос того, в каких соревнованиях вы будете принимать участие и каких результатов хотите добиться. Можно и в гараже с друзьями собрать машину, соответствующую регламенту. Затем подать заявку на региональное соревнование и выступить, как получится.
А если планируется участие в чемпионате — тут совсем другой порядок цен. Есть менеджеры команд, есть директора, организаторы, которые решают административные вопросы, механики, инженеры, закупщики, маркетологи, дизайнеры, пиарщики, операторы, фотографы. И большую часть сотрудников нужно нанимать как минимум на год. Профессиональная команда, которая ещё и выступает в разных классах — это колоссальные затраты только на зарплаты.
Ещё нужны целые склады в собственности или аренде. Есть расходы на содержание транспорта. Плюс регулярные тренировки — это тоже расход шин и топлива, подключение дорогостоящего оборудования. Параллельно добавляются затраты на съемку видео и последующий монтаж контента.
Таким образом создание, поддержание и развитие профессиональной команды — это довольно серьезные расходы, которые с каждым годом только растут.

Увлекаюсь авто и мотоспортом.
Профессионально занимаюсь ремонтом и доработкой авто- и мототехники.
На 3G Sports работаю корреспондентом и пишу про автоспорт.